Школа

23 марта 2018

Школа

Проблемы доступности образования инвалидам в условиях современной России не теряют своей актуальности и по сей день. В то время как мир стремительно покоряет искусственный интеллект, а ученые успешно осваивают таинственные планеты, для многих людей по-прежнему остается недоступной такая элементарная и необходимая услуга, как общее образование.

Сегодня невозможно представить полноценную жизнь человека без образования. Оно стало шаблонным требованием в любой отрасли, без него нельзя рассчитывать на трудоустройство, получение профессии и, как следствие, необходимого заработка. Как же быть в таком случае проживающим интернатов – молодым и перспективным людям, имеющим большой потенциал и жаждущим учиться и развиваться?

Несколько лет назад с образовательной проблемой столкнулись и педагоги Петергофского интерната, когда проживающие массово изъявили желание получить необходимое образование для своего дальнейшего профессионального становления. По разным причинам не все подопечные учреждения в детском и подростковом возрасте смогли пройти начальное обучение и получить Свидетельство об окончании специального (коррекционного) образовательного учреждения по программам VIII вида. Сердца требовали перемен, молодые люди проявляли интерес к всестороннему развитию и изучению новых, еще незнакомых им наук.

Разумеется, вопрос о необходимости отдельной школы для проживающих не раз обсуждался в кулуарах учреждения, однако на этот раз и вовсе остро встал ребром.

Для детей-инвалидов, чьи возможности ограничены по здоровью, получить качественное образование далеко не просто. Что касается совершеннолетних инвалидов, то их возможность обучения в школах даже не подвергалась обсуждению. Так было до того, как директор Петергофского интерната не вмешалась в систему образования, в корне изменив представление людей о возможностях инвалидов и устроив настоящую реформу – такую долгожданную для наших проживающих.

Отстаивая интересы своих подопечных, директор Петергофского интерната Зелинская Наталья Григорьевна обратилась в Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга и Комитет по образованию Санкт-Петербурга с инициативой об организации обучения группы молодых людей, проживающих в учреждении, по программе вспомогательной школы с последующим получением ими документа об образовании.

Глава Петергофского интерната стала первой, кому удалось добиться предоставления образовательных услуг для совершеннолетних инвалидов и получить для учреждения лицензию на образовательную деятельность. Однако путь к этому был совсем прост. Трудности возникли еще на начальном этапе реализации проекта. Дело в том, что обращение директора Петергофского интерната в районное отделение народного образования Петродворцового района Санкт-Петербурга, на территории которого расположено учреждение, было переадресовано в районную Психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). В ответ на запрос был получен отказ, мотивированный ссылкой на четкое указание целевого контингента работы ПМПК – «инвалиды до 18 лет». К счастью, благодаря тесному сотрудничеству Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга и Комитета по образованию Санкт-Петербурга к решению проблемы была подключена Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия Санкт-Петербурга (ЦПМПК). Осенью 2016 года под эгидой двух комитетов была создана межведомственная рабочая группа по реализации проекта, сотрудники которой провели все необходимые диагностические мероприятия с проживающими интерната – будущими учениками.

Так, в результате диагностики 9 проживающих Петергофского интерната сразу были зачислены в 9 класс Специальной коррекционной общеобразовательной школы № 439 Петродворцового района. А уже 12 января 2017 года, после продолжительных новогодних праздников, на базе учреждения состоялось торжественное и долгожданное открытие трех учебных классов для проживающих с легкой (1 класс) и умеренной (2 класса) степенью интеллектуальной недостаточности.

Учителя школы № 439 Петродворцового района проводят регулярные занятия с проживающими, согласно авторским дополнительным общеразвивающим программам. Исходя из разных возможностей обучающихся, весь учебный план был удобно разделен на два варианта. Школьники с легкой степенью интеллектуальной недостаточности изучают русский язык, литературное чтение, математику, историю, биологию, физическую культуру, технологию и социально-бытовую ориентировку. Для учащихся с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности в учебном плане имеются такие образовательные предметы, как графика и письмо, альтернативное чтение, развитие речи и окружающий мир, математические представления и конструирование, здоровье и ЗОЖ, ручной труд, социально-бытовая ориентировка.

Расписание занятий было сформировано с учетом занятости проживающих: ребята работают до 13:00, а потому учебный процесс было решено проводить во второй половине дня, по будням с 16:00 до 18:00.

Результаты проекта можно видеть уже сегодня: открыв двери в мир возможностей, самые одаренные учащиеся смогли успешно сдать экзамены экстерном и уже в июне 2017 года получили то, о чем мечтали долгие годы – заветные свидетельства об образовании. Теперь они готовятся к новому, не менее ответственному этапу – переходу в учреждения среднего профессионального образования и выбору будущих профессий.