Социально-педагогический отдел

О работе педагогической службы ГБСУСО «ПНИ №3»

Педагогическая служба Психоневрологического интерната №3 укомплектована следующими специалистами: социальными педагогами, воспитателями, педагогами дополнительного образования, руководителем по физкультуре, инструкторами по труду, культорганизаторами, педагоги-психологи.

Социальные педагоги в составе психолого-педагогической службы ГБСУСО «ПНИ №3».

 Специфика работы соц. педагогов в разных отделениях интерната обусловлена контингентом проживающих разных отделений, индивидуальными психофизическими особенностями и, соответственно, потребностями людей с инвалидностью, нуждающихся в социально-педагогическом сопровождении.

 Так, в работе с пожилыми клиентами особое внимание уделяется поддерживанию в тонусе их мыслительной деятельности (посредством тренировки памяти, внимания, выполнения посильных алгоритмов действий). Для данной категории проживающих обращение к их прошлому жизненному опыту является средством не только стимулирования умственной активности, но и поддержанию уверенности в себе, эмоциональной стабильности.


В социально-педагогической работе в отделении реабилитации, контингент которого составляют молодые люди от 18 до 45 лет, имеющие множественные нарушения здоровья и интеллекта, особое внимание уделяется социально-адаптационному направлению педагогической деятельности, предполагающее возможно полное включение (инклюзию) реабилитанта в систему общественных отношений (межличностных, трудовых, правовых и т.д.). Основная цель: повышение степени личной самостоятельности клиента. Результатом полной реабилитации является выписка проживающих на самостоятельное проживание в выделяемое государством отдельное жильё, получили 22 проживающих.

Взаимодействие с проживающими интерната, имеющими более глубокие нарушения интеллекта и физического здоровья, направлена на повышение их способности к самообслуживанию, закрепление культурно-гигиенических навыков и доступное для данной категории клиентов расширение общего кругозора и культурного опыта. Спецификой работы в данном случае является необходимость постоянного повторения и закрепления приобретённых проживающими знаний, умений, навыков, во-избежании их полной или частичной утери. Также приоритетной задачей работы социального педагога с таким контингентом проживающих является максимальное обогащение предметно - игровой среды и, через взаимодействие с ней, сенсорного и эмоционального опыта людей с тяжёлой степенью инвалидности.


Образовательная деятельность СПб ГБСУСО «ПНИ №3».

На базе нашего интерната созданы 53 учебные группы; из них 8 - групп социально-педагогического сопровождения, 11 – психолого-педагогического сопровождения, работают 8 кружков разных направлений, клубы по интересам, спортивные секции, а также обучающие группы разного направления. В них занимаются проживающие нашего учреждения по авторским программам, по рабочим программам и специальным стационарным методикам.

Работают кружки: «Домоводство», «Компьютерное дело», «Батик», «Авторская кукла», «Витраж», «Растениеводство», «Комнатное цветоводство», «Волшебная иголочка», «Мастерская по дереву».

Социальная адаптация проводиться по авторской программе дополнительного общеразвивающего образования «Добро пожаловать домой».

Спортивная деятельность СПб ГБСУСО «ПНИ №3».

Под руководством инструктора по физической культуре и инструктора АФК реабилитанты активно занимаются спортом:

·         тренируются на спортивных площадках и спортзале СПб ГБСУСО «ПНИ №3»;

·         посещают бассейн Газпром 2 раза в неделю;

·         занимаются ежедневно на уличных тренажёрах СПб ГБСУСО «ПНИ №3» и в тренажёрном зале ОР;

·         проводятся выездные тренировки в специальных спортивных школах олимпийского резерва.


Результатом спортивной деятельности являются победы воспитанников на разных уровнях, в том числе победы на международных олимпиадах (Греция, Турция, США…).

Культурно-массовая деятельность.

В ОР работает театральная студия «Подсолнухи», в которой занимаются воспитанники концертной деятельностью, результаты своей деятельности представляют не только в родном учреждении, но и в других городах России. Регулярно организуются разнообразные экскурсии (по Санкт-Петербургу и пригородам, Москву, Новгород, Боровичи, Анапу, Сочи). Воспитанники интерната выезжают за пределы России (Германию, США, Египет, Турцию).

Функционирует клуб по религиозным интересам.

Трудовая деятельность:

На базе СПб ГБСУСО «ПНИ №3» работают ЛПМ, собираются авторучки, изготовляются бахилы.

 Многие проживающие нашего интерната трудоустроена В «ПНИ №3», городских больницах, ЖКХ.

В основе современного подхода к развитию  медика - социальной и психолого-педагогической реабилитации инвалидов  лежит система и процесс полного или частичного восстановления способностей проживающих к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.


Оказание психологической помощи  осуществляется по следующим направлениям:

 1. Диагностика. Определение особенностей когнитивных процессов (внимание, память, мышление), личностной сферы, анализ интеллектуальной деятельности.

2. Коррекционно-развивающий блок (на основе сохранных, положительно развитых сторон личности определяются коррекционные и развивающие занятия). Для каждого индивида они разные и зависят от уровня знаний, умений, навыков. Для одних - актуально формирование и развитие когнитивных процессов, для других — развитие навыков адекватного общения, для третьих — формирование трудовой мотивации и посильное включение в трудовую деятельность и т.д. Продолжительность занятий варьирует от 30 до 60 мин. Занятия проводятся индивидуально или небольшими группами по 3-4 человека и строится с учетом естественных потребностей, интересов, направленности личности, способностей проживающих, их склонностей, навыков и умений. Коррекционно-развивающая работа включает:

а) Коррекцию эмоциональной сферы: формирование базового доверия к миру и чувства безопасности; снижение уровня внутренней тревожности; развитие умения осознавать и проявлять свои эмоции; развитие умения выражать свои эмоции и чувства вербально и не вербально, социально приемлемыми способами; работа со страхами, злостью, обидой.

б) Развитие и коррекцию интеллектуальных способностей (на доступном уровне): развитие рефлексии, восприятия, внимания, памяти, речи, воображения, умения объяснять ход своих мыслей и действий; развитие словесно-логического мышления (в пределах имеющихся возможностей).

в) Стимулирование личностного роста: формирование реалистичных представлений о себе: внешнем облике, качествах личности, способностях, формирование адекватной самооценки и самопринятия, волевых качеств личности, формирование осознанности, ответственности, умения принимать самостоятельные решения; формирование представлений о личных границах.

г) Формирование жизненной перспективы: расширение сферы интересов; выявление индивидуальных способностей и поиск путей их реализации; поиск значимых мотивов, смыслов и видов деятельности; развитие мотивации достижения успеха в сочетании с реалистичной оценкой своих возможностей.

д) Коррекцию гендерных отношений: формирование более позитивного и реалистичного восприятия людей противоположного и своего пола; создание условий для получения позитивного эмоционального опыта от общения с ними; формирование принятия представителей противоположного и своего пола, толерантности к их возможным негативным качествам и формам поведения; семейные консультации.


е) Использование в работе арт-терапевтических техник, в которых на первый план выступает  эмоционально-мотивационная направленность коррекции. Использование арт-терапии в реабилитационной работе направлено на решение следующих задач:

- Создание среды жизнедеятельности проживающих в интернате, адекватной их возрасту и состоянию здоровья. 

- Занятость проживающих за счет их вовлечения в интересную и содержательную деятельность, развитие и поддержка их творческих навыков.

-  Сенсорная стимуляция и эмоциональное оживление; отреагирование чувств и переживание положительных эмоций, связанных с творческой активностью и ее результатами, поддержка и развитие коммуникативных навыков, самостоятельности и самоорганизации.

3) Оказание психологической и консультативной помощи - предоставление человеку информации о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления психологических феноменов или психопатологических симптомов и синдромов, а также активное, целенаправленное психологическое воздействие на индивида с целью гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному окружению, купированию психопатологической симптоматики.

4) Оказание психопрофилактической помощи. Предупреждение неблагоприятных социальных последствий психических заболеваний, профилактика психосоматических расстройств, стрессовых состояний, различных зависимостей ПАВ. 

Широко используются всевозможные методы релаксации в кабинете психологической разгрузки «Зелёная комната». Сеансы организованы таким образом, что посетитель может не только расслабиться, оставив за порогом все стрессы и травмирующие факторы, но и заглянуть в себя, разобраться и, по возможности, осмыслить свои проблемы, улучшить своё психологическое состояние и настроиться на позитивное восприятие жизни. Благотворное  воздействие происходит через различные каналы восприятия: зрительного - путём созерцания живой растительности и уютной атмосферы помещения; слухового - путём прослушивания приятного аудиального ряда; тактильного – через прикосновение к  чистому белью на релаксационной кровати. Сеанс релаксации предусматривает принятие комфортного лежачего положения, которое наиболее физиологично для отдыхающего, находящегося в покое человека. Разработанная программа имеет под собой научную психологическую базу, что служит инструментом психологической работы с инвалидами, делает его незаменимым элементом процесса релаксации и социальной адаптации людей с множественными нарушениями здоровья и интеллекта, а также рассматривается как средство профилактики психологических нарушений, вызванных стрессом и нервными перегрузками. 


Ароматерапия. Пациент вдыхает, осязает, взаимодействует с эфирными маслами через аромалампы. Сеанс длится от 20 до 30 минут. Эфирное масло –  не просто успокаивает, но и повышает дальнейшую работоспособность, лечит организм, воздействуя на ощущения человека, укрепляет и стимулирует иммунную систему, высвобождая эндорфины - гормоны мозга. Цель занятия - физическое и психическое укрепление сопротивляемости организма, снятие эмоционального напряжения, нормализация сна, снижение беспокойства и агрессии и т. д. Идёт полная гармонизация организма. 

Психотерапевтические сеансы музыкотерапии (способность музыки положительно влиять на здоровье пациентов посредством воздействия вибрации звуков, корректировать нарушения в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении, необъяснимых тревогах и страхах).


Аудио и видео материалы (звуки природы, пение птиц, шум моря, дождя и так  далее).

Используется программа «ЗОЖ - здоровый образ жизни».


5) Проведение социально-психологического патронажа. Проводится систематическое наблюдение проживающих для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им, при необходимости, социально-психологической помощи.

6) Социально-психологическая адаптация: обеспечение атмосферы безопасности общения; развития доверия, интереса, эмпатии к людям, развитие умения адекватно понимать смысл ситуации общения, развитие коммуникативных навыков, эффективного поведения в социальных ситуациях, формирование представления о разнообразии качеств личности и индивидуальности других людей. Проводятся тренинги по восстановлению элементарных социальных навыков.

У каждого психолога разработана своя программа реабилитации инвалидов, которая успешно применяется в повседневной работе.



Получение общего образования на базе учреждения

Содержание работы социально-педагогического отдела на 2020 г.

Учебный план 2019-2020 уч. год