Рукоделие: арт-терапия, комфорт и созидание

19 января 2018

Рукоделие: арт-терапия, комфорт и созидание

Рукоделие: арт-терапия, комфорт и созидание

Мастерской «Рукоделия» без малого двадцать лет руководит Ирина Петрова. В работе используются различные технологии для того, чтобы включить в занятия проживающих Петергофского интерната с разными интересами, интеллектуальными и физическими возможностями. Это сознательная позиция, так как, чем больше выбор, тем легче подобрать направление творческой деятельности для каждого подопечного.
Атмосфера, царящая в помещении мастерской, располагает к спокойной сосредоточенной работе. В просторной комнате с высоким потолком и большими окнами – по-домашнему светло и уютно. Вдоль стен, окрашенных в нежно-зелёный цвет, стоят стеллажи с тканями, нитками, красками, бумагой, заготовками, швейной машинкой и утюгом. Посередине мастерской – большой круглый стол, на подоконниках - цветы. Чистота и порядок, ничего лишнего. Занятия в мастерской проходят в доверительной обстановке при прочном эмоциональном контакте «учитель-ученик».
Выверенная структура таких видов терапевтических работы, как шитьё, вязание, ткачество и т. п., служит опорой для типа людей с недостаточной внутренней организацией деятельности, к которому относятся проживающие ПНИ №3. Научившись выстраивать свою линию поведения в одном из четко организованных ремёсел, человек переносит это умение в другие сферы своей жизни. Кроме того, возможность попробовать себя в разных видах ручного труда, как традиционного, так и современного, позволяет получить дополнительный опыт, раскрыть потенциал, развить умения, выявить таланты.
В мастерской проживающие Петергофского интерната встречают знакомые с детства предметы: пуговицы, катушки, нитки, иголки и т. д., следовательно, они стремятся работать с ними. Правильный подбор инструментов для работы играет важную роль. Уже на первых диагностических занятиях необходимо оценить, с одной стороны, умения и навыки обучаемого, с другой – его страхи и отсутствие практических знаний.
Материалы, используемые в рукоделии, различаются по фактуре, цвету температуре, запаху, работа с ними, безусловно, развивает тактильные ощущения и эстетическое чувство, способствует концентрации внимания.
Для мотивации, которая позволит проживающему преодолеть барьер эмоционально-волевых трудностей, применяется индивидуальный подход. Например, если у обучаемого слабая моторика, то ему предлагаются жесткие материалы, если присутствует особый интерес к ниткам, веревкам или пуговицам, то с них и следует начинать.
Основной принцип организации арт-терапии в мастерской - максимальная самостоятельность. После того как задание дано и разъяснено несколько раз, обучающийся остается один на один с поставленной задачей, но под наблюдением педагога. Не делать за проживающего то, что он уже умеет, но помогать в ситуациях, когда он действительно не может справиться, - важная терапевтическая задача.
Поскольку занятия в мастерской состоят из многих этапов, она строится так, чтобы решить конкретные коррекционные задачи. В зависимости от желания и возможностей обучаемого виды деятельности в течение одного занятия чередуются. Например, ткачество сменяется шитьем вручную, затем - работа с природными материалами. Это помогает поддерживать интерес к работе на протяжении всего занятия и правильно распределять нагрузку.  
В мастерской «Рукоделия» к освоению предлагаются как простые, так и многоэтапные техники, занятия проходят в комфортной обстановке, интерес к работе поддерживается постоянно, успехи отмечаются публично.
Современные педагоги и психологи выступают против традиционных методов обучения рисованию людей, проживающих в психоневрологических интернатах, так как обучаемого не следует вынуждать действовать в рамках навязываемых ему схем и представлений, которые не пробуждают фантазию, а подавляют развитие личности со множественными умственными и физическими нарушениями. Обучаемые, знакомясь с материалами, способами обработки ткани, техниками росписи, закрепляют и расширяют свои знания о форме, линии, цвете, композиции.

Описание видеоролика: