Наталья Зелинская: «Получение общего образования - важный этап реабилитации молодых людей с инвалидностью и нарушениями интеллектуального развития»

17 мая 2018

Наталья Зелинская: «Получение общего образования - важный этап реабилитации молодых людей с инвалидностью и нарушениями интеллектуального развития»

Наталья Зелинская: «Получение общего образования - важный этап реабилитации молодых людей с инвалидностью и нарушениями интеллектуального развития»

24 мая в 14.30 в Петергофском интернате для 10 подопечных - выпускников школы № 439 - прозвучит «Последний звонок».
Психоневрологический интернат № 3 – первый и единственный в России, где реализуется проект «Общее образование для инвалидов с интеллектуальными нарушениями старше 18 лет», разработанный сотрудниками учреждения и педагогами специальной коррекционной общеобразовательной школы № 439 Петродворцового района.

Для поступления в профессиональные лицеи и колледжи необходимы документы об уже полученном ранее образовании. По разным причинам не все молодые люди с интеллектуальными нарушениями в детском и подростковом возрасте смогли пройти начальное обучение и получить Свидетельство об окончании специального (коррекционного) образовательного учреждения по программам VIII вида. Основные причины, мешающие обучению, - слабость побуждений, социальных и личностных мотивов, отсутствие поддержки со стороны семьи.
Большое значение имеют социально-средовые условия, в которых воспитывался и рос ребенок. От некоторых детей семьи отказывались сразу же после рождения, и они попадали в систему интернатных учреждений, где не всегда есть возможность получить образование. Другие воспитывались в семье, но родители, как правило, придавали большее значение лечению ребенка, абсолютно упуская психолого-педагогические занятия. Таким образом, не все дети по достижении 18 лет смогли реализовать свое конституционное право на образование.
Летом 2016 года сотрудники администрации и педагоги СПб ГБСУ СО «Психоневрологический интернат № 3» стали получать обращения от проживающих в интернате граждан, которых волновали большие пробелы в области общего образования и отсутствие у них важных для полноценной жизни знаний, умений и навыков. Проживающие попросили помочь им устранить эти недостатки. Многие из них не имели свидетельства об окончании курса общего образования в доме-интернате для детей с нарушениями умственного развития. Некоторые окончили только несколько классов, другие не учились вовсе. Руководитель Петергофского интерната Наталья Григорьевна Зелинская обратилась в Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга и Комитет по образованию Санкт-Петербурга с инициативой об организации обучения группы молодых людей, проживающих в интернате, по программе вспомогательной школы с последующим получением ими документа об образовании.
На начальном этапе реализации проекта «Общее образование для обучающихся с интеллектуальными нарушениями» возник ряд трудностей. Обращение директора ПНИ № 3 в районное отделение народного образования Петродворцового района Санкт-Петербурга, на территории которого расположен интернат, было переадресовано в районную Психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). В ответ на запрос был получен отказ, мотивированный ссылкой на четкое указание целевого контингента работы ПМПК – «инвалиды до 18 лет». Благодаря тесному сотрудничеству Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга и Комитета по образованию Санкт-Петербурга к решению проблемы была подключена Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия Санкт-Петербурга (ЦПМПК). Осенью 2016 года под эгидой двух комитетов была создана межведомственная рабочая группа по реализации проекта, сотрудники которой провели все необходимые диагностические мероприятия с потенциальными учениками.
По итогам проведенной работы 9 проживающих Петергофского интерната были зачислены в 9 класс специальной коррекционной общеобразовательной школы № 439 Петродворцового района. 12 января 2017 г. на базе интерната состоялось торжественное открытие трех классов для людей с легкой (1 класс) и умеренной (2 класса) степенью интеллектуальной недостаточности. Кроме того, три человека, которые не успели завершить общее образование за период их проживания в доме-интернате для детей с отклонениями в умственном развитии, успешно сдали экзамены экстерном и в июне 2017 года получили свои Свидетельства об образовании. Во время подготовки к сдаче экзаменов ребят консультировали преподаватели школы и помогали специалисты ПНИ № 3.
Школьные занятия было решено проводить на базе интерната, так как пятеро учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и передвигаются на инвалидных колясках. Учебное расписание было «встроено» в режим дня учреждения, от четырех до шести уроков в день с понедельника по пятницу. Учеба начинается во второй половине дня, так как до 13.00 ребята работают.
В специально оборудованных учебных кабинетах занятия проводят учителя школы № 439 Петродворцового района. Кроме того, по авторским дополнительным общеразвивающим программам со школьниками работают психологи и педагоги интерната. Учебный план разделен на два варианта. Школьники с легкой степенью интеллектуальной недостаточности изучают русский язык, литературное чтение, математику, историю, биологию, физическую культуру, технологию и социально-бытовую ориентировку. Для учащихся с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности в учебном плане графика и письмо, альтернативное чтение, развитие речи и окружающий мир, математические представления и конструирование, здоровье и ЗОЖ, ручной труд, социально-бытовая ориентировка.
Успешное прохождение предлагаемой проектом программы обучения открывает перед его участниками перспективы дальнейшего образования и получения профессии, расширяет диапазон вакансий при трудоустройстве, повышает самооценку и социальную компетентность личности.
Обучающимся по окончании курса выдается Свидетельство об окончании специального (коррекционного) образовательного учреждения по программам VIII вида государственного образца. Это дает возможность молодым людям с интеллектуальными нарушениями жить полноценной жизнью и ощущать себя равноправными членами общества. Для некоторых из них это - первый шаг на пути к самостоятельной жизни вне стен интерната.
Реабилитация — не только лечение и улучшение состояния здоровья — это процесс, направленный на достижение человеком максимальной самостоятельности, готовности к независимой жизни в обществе и обретение истинного равноправия в системе социальных взаимоотношений.
М. В. Абасова, Ю. А. Захватова, С. Б. Розова.

Описание видеоролика: